|
Отправлено: 22.12.07 00:41. Заголовок: Интересная статья для новичков
Школа бортпроводников: быстрая дорога в небо Училищ, выпускающих бортпроводников, в Москве нет. Зато при крупных авиакомпаниях есть учебные центры, где получить эту профессию можно за короткий срок. Школа бортпроводников: быстрая дорога в небоСамый лучший вариант – записаться на курсы той компании, в которой вы планируете работать. Во-первых, вы получаете стопроцентную гарантию трудоустройства. Во-вторых, будете изучать именно те типы самолетов, которые использует авиакомпания. В-третьих, будущий работодатель полностью оплатит ваше обучение. Правда, в этом случае придется заключить трудовой договор на три года. Можно учиться и без обязательств, естественно, за свой счет. К примеру, «Школа бортпроводников» предлагает курс, после которого можно работать в любой авиакомпании. Однако образование здесь не из дешевых – полный курс может обойтись более чем в 20 тыс. руб. Набор в школы авиаперсонала обычно ограничен: не больше двадцати слушателей. Конкурс доходит до 7-10 человек на место. Обратите внимание, поступать лучше в конце мая – начале июня: в это время авиакомпании начинают готовиться к самым напряженным для транспортников месяцам – августу и сентябрю, поэтому наборы несколько увеличиваются. Процедура отбора Бортпроводнику не нужна ни серьезная физическая подготовка, ни углубленные знания в какой-либо области. Однако пройти конкурсный отбор непросто. * Смотрины Мужчин на курсах бортпроводников дефицит: из двадцати человек – не более пяти. Поэтому при поступлении требования к ним чуть мягче. Обязанности стюардов и стюардесс немного различаются: мужчины отвечают за загрузку багажа, девушки – за встречу пассажиров и их размещение. Стюардесса или стюард – лицо авиакомпании. Поэтому поступление в школу бортпроводников – своеобразный конкурс красоты. Стандартные требования к абитуриентам: до 28 лет, рост – для девушек 165-170 см, для юношей – 170-180 см; вес должен соответствовать формуле «рост в сантиметрах минус 100». Категорически не допускаются татуировки и пирсинг на открытых частях тела, заметные шрамы и крупные родинки. Необходимо иметь хорошую осанку, красивую походку, приятный голос, быть стройным. Встречают будущих бортпроводников по одежке, но принимают по уму. Ваше образование должно быть не ниже среднего профессионального. Охотно принимают медицинских работников, педагогов, лингвистов, официантов, барменов. * Do you speak English? Знание нескольких иностранных языков для бортпроводника – большой плюс. Владение английским – официальным языком неба – обязательно. Лингвистические познания придется подтвердить, сдав экзамен: тест, включающий задания на аудирование, грамматику, пересказ текста, и беседа с преподавателем на общие темы. * Собеседование Психологическое тестирование – обязательный этап отбора. Оно покажет, насколько вы коммуникабельны, терпеливы, дружелюбны, выносливы и стрессоустойчивы. Стюарды и стюардессы должны быть психически и эмоционально уравновешены, ведь их главная задача – поддерживать психологический комфорт во время не всегда легкого воздушного путешествия. * Медосмотр Заключительный и самый сложный этап – медицинское обследование врачебной летной экспертной комиссией (ВЛЭК). Его проходит только треть поступающих! Врачи проверяют зрение (оно должно быть практически абсолютным), сердечно-сосудистую и нервную системы, тестом «на болтанку» испытывают вестибулярный аппарат: усаживают в кресло и несколько раз крутят вокруг оси, наблюдая при этом за положением тела будущего бортпроводника. Если голова клонится в сторону, значит, на учебу его вряд ли возьмут. Учеба в школе бортпроводников Теоретический курс длится около двух месяцев. Учебный график плотный: например, в «Школе бортпроводников» занятия идут с 9.30 до 16.00 шесть дней в неделю. Есть и вечерние программы для студентов очных отделений вузов (с 15.00 до 19.00). * Самолет от «А» до «Я» Курс подготовки начинается со знакомства с авиационной техникой. К выпуску стюардесса с закрытыми глазами найдет аварийные входы и выходы, спасательное оборудование и нужный инвентарь. Особое внимание уделяется зонам, в которых предстоит принимать пассажиров, раскладывать для них еду, хранить все необходимое, отдыхать. Параллельно слушателям преподают основы аэродинамики, чтобы в случае непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) они могли понять причины аномального поведения самолета, объяснить пассажирам, как надо вести себя в сложившейся обстановке. * Аварийные ситуации Самая важная часть учебной программы – изучение возможных экстремальных ситуаций. Вас научат пользоваться огнетушителями, дымозащитными масками, кислородными баллонами. Все форс-мажорные ситуации репетируют на земле: оттачивают работу в макете салона самолета и на специальных тренажерах, скатываются с надувного трапа, прыгают в воду в спасательном жилете. Кстати, «работе на воде» посвящено много времени, т.к. большинство воздушных маршрутов проходит над океанами. Учебные центры арендуют бассейны, в которых слушатели проходят практику выживания на случай вынужденной посадки на воду. Будущие стюардессы учатся обращаться с плотами и жилетами, а самое главное – помогать пассажирам выживать в любых условиях. На реальных воздушных судах репетируют технологии эвакуации (организация пассажиров, использование надувного трапа, открытие люков). В специальном помещении проводятся противопожарные тренинги. * Врачебная помощь Важный этап подготовки бортпроводников – занятия по оказанию первой врачебной помощи пассажирам. К слову, первых стюардесс набирали исключительно из медсестер. Занятия ведут врачи: учат делать массаж сердца, искусственное дыхание и даже… принимать роды (по статистике, в воздухе ежегодно рождаются четыре малыша). В «Школе бортпроводников» в роли пациента выступает специальный манекен. К нему подключены датчики, и в случае неверных действий практиканта он начинает пищать. * Психология Не менее важны уроки по психологии. Задача преподавателей – научить бортпроводников проводить своеобразный fase control пассажиров: определять настроение, тип поведения, представляет ли человек общественную опасность. Обычно это самые веселые уроки. Типичное тренировочное задание: слушателям дают изображения людей, по выражениям их лиц, манере сидеть или стоять нужно определить их характеры и готовность подчиниться требованиям экипажа. Клиенты у авиакомпании разные: и шаловливые дети, и капризные звезды, и те, кто боится летать. Стюардесса должна уметь с каждым найти общий язык. К тому же на борту вполне можно услышать обидные слова и даже оскорбления, однако ответная агрессия категорически недопустима. Поэтому часть курса посвящена разным психологическим техникам. * Важные мелочи Курс этикета (правила сервировки тележек, стандарты обслуживания пассажиров первого и бизнес-классов) так же важен, как и начальная медподготовка. Учиться придется многому: и управляться с тележкой, и наливать воду, демонстрируя бутылочку этикеткой вперед, и не ронять полотенце, и даже профессионально улыбаться. Несколько часов посвящено традициям разных народов. Например, вы узнаете, как вести себя в мусульманских странах, чтобы не оскорбить внешним видом или поведением религиозных чувств местных жителей. Не избежать немного скучноватых лекций по оформлению документов, порядку транспортировки грузов, системе оплаты багажа пассажирами, международному и воздушному праву. Экзамены и стажировка в школе бортпроводников Учебные центры учат слушателей на разных самолетах: на курсах при «Трансаэро» будущие бортпроводники тренируются на Вoeing 737 и Вoeing 767, в «Школе бортпроводников» – на ИЛ-86, ИЛ-62, ТУ-154, ТУ-134 и других машинах. Заканчивается теоретический курс экзаменом (5-6 вопросов). Спрос с выпускников большой. Возможности пересдать предусмотрены не везде. Кстати, серьезная теоретическая подготовка сыграет вам добрую службу в будущем – примерно раз в полгода авиакомпании устраивают для сотрудников зачеты. Слушателей, ответивших на все вопросы, допускают к тридцатичасовой практике в качестве помощников бортпроводников. После «небесной» стажировки – итоговый экзамен, который принимает государственная квалификационная комиссия. Выпускникам присваивается квалификация «бортпроводник III класса» и выдается свидетельство о пройденной подготовке. Сначала новичок работает на так называемых «разворотных» рейсах: прилетев в пункт назначения, самолет буквально через час отправляется обратно. Чем больше опыт, тем длиннее командировки. Налетав 2000 часов, бортпроводники могут сдать экзамены на II разряд, на I – после 3000 часов. Зарплата бортпроводников складывается из оклада и многочисленных надбавок: за знание иностранных языков, стаж работы, количество летных часов, личные заслуги. Бортпроводники третьего-первого классов получают $700-1000. Зарплата старших бортпроводников (в их подчинении от трех до одиннадцати человек, опыт работы – от пяти лет) – от $1000. Анна Чуксеева, журнал Куда пойти учиться
|